Наречение и хиротония
архимандрита Николая (Кутепова)

предыдущая страница следующая страница

Владыка НиколайВ субботу 9 сентября 1961 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Николая (Кутепова) во епископа Мукачевского и Ужгородского.

Чин наречения совершили митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий.

При наречении во епископа архимандрит Николай произнес следующую речь:

"Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы! Что могу я сказать вам в эту ответственную минуту моей жизни, когда, по воле Всевышнего, благоволением Его Святейшества и Священного Синода, я, недостойный и малоопытный в церковных делах, призываюсь к епископскому служению?

Что может сказать по поводу случившегося рядовой служитель Церкви Христовой, который и не помышлял об архиерейской чести? Он может ответить словами пророка: "Услышах слух Твой, Господи, и убояхся..." И я также убоялся той высоты, на которую вы должны меня возвести; убоялся и ответственности за те невольные ошибки, которые могу сделать по моему неведению.

Епископское служение - служение высокое, почетное, ответственное, полное скорбей и трудностей. Оно, говоря словами св. Григория Богослова, "завидная и опасная высота".

Для епископского служения необходимы мудрость и тактичность в осуществлении тех или других церковных мероприятий, которые необходимо провести в жизнь.

Кто же может умудрить его в этом тяжелом и ответственном служении? Один у нас Податель мудрости - Господь наш Иисус Христос, Который неученых рыбарей сделал ловцами душ человеческих и распространителями Христова учения по всему миру.

Видя в своем избрании Десницу Всевышнего, вспоминаю слова апостола (Евр. 5, 4) и говорю о себе: "Ты приемлешь эту честь не сам собой, но призываемый Богом".

Молю вас, богомудрые архипастыри, вознесите ваши святительские молитвы к Престолу Всевышнего о мне грешном и не оставьте меня своим руководством, дабы моя деятельность не была бесплодной для Церкви и Отечества. Уповая на помощь Божию, смиренно ответствую вам: благодарю, приемлю и нимало вопреки к тому глаголю. Аминь".

Архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского в воскресенье 10 сентября 1961 года за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, митрополит Херсонский и Одесский Борис, архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Подольский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий.

При вручении новопоставленному епископу архиерейского жезла митрополит Питирим обратился к нему с нижеследующим словом.

"Благодатию Пресвятаго и Животворящего Духа через нашу Мерность ты хиротонисан во епископа града Мукачево. С этой архиерейской честью я и поздравляю тебя и приветствую как возлюбленного своего собрата во Христе. Радуюсь о тебе, что ныне ты получаешь жребий высшего служения, радуюсь и о Русской Православной Церкви, что она в твоем лице находит достойного иерарха.

Как старейший твой собрат и таким образом более умудренный в делах архиерейского служения, считаю своим долгом, согласно церковному чину, сказать тебе последнее архипастырское наставление, после которого ты явишься не как поучаемый, но как священноначальствующий.

Труден подвиг архиерейского служения и не по силам он был бы нам, если бы благодать Божия не помогала бы нам нести его во славу святой Церкви. Поэтому не полагайся слишком на свои силы и дарования, а больше - на благодать Божию, "немощная врачующую и оскудевающая восполняющую". "Не неради - по апостолу - о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства" (1 Тим. 4,14).

Каждому из нас, призываемому к великому и высокому служению в Церкви Божией, должны быть памятны слова Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к апостолам Иакову и Иоанну: "можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым я крещусь?" И когда они в порыве любви ко Христу сказали: "Можем", Господь им ответил: "Чашу, которую Я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мк. 10, 38, 39).

Итак, служение наше и последование Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испытать за спасение рода человеческого. Это надлежит нам помнить и никогда не забывать.

Велики наши обязанности, как стражей дома Господня, как архипастырей Церкви Христовой. И Пастыреначальник Господь требует от нас, пастырей, прежде всего, любви к пастве своей, любви самоотверженной, до готовности к самопожертвованию. "Добрый пастырь, - по гласу Спасителя, - должен душу свою полагать за овцы своя". 
Добрый пастырь живет не своей жизнью, но жизнью своих пасомых. Все радости и печали своих пасомых добрый пастырь сознает и чувствует, как собственные. И благо будет нам и пастве нашей, если этой любовью будет проникнуто наше архипастырское служение Церкви и пасомым.

В своей личной жизни истинный пастырь Церкви являет образец строгости, умеренности, воздержания, кротости и терпения. Мы должны жить не для себя, а для Бога, делать то, что угодно Богу, дабы иметь возможность сказать о себе вместе с апостолом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20). На нас, архипастырях, лежит долг зорко следить за тем, чтобы пастыри Церкви творили дело Божие со страхом, с благоговением и ревностью, чтобы пастыри своим поведением не оскорбляли святость служения своего и чувства благочестивого народа, желающего видеть в пастырях образец благочестия.

Нам, епископам, вручен суд. И тяжелой нашей обязанностью является этот суд не только с милостью, но и с наказанием непокорных. Самая же насущная твоя обязанность в современных условиях это - быть неусыпным глашатаем высоких христианских идеалов мира и любви. Зови и паству твою на борьбу за мир во всем мире. И Бог мира и любви да пребудет с тобой, дорогой собрат, во вся дни жизни твоей.

Ныне ты, дорогой Владыко, восприял по воле и силе Святаго Духа архиерейскую благодать. Ты облечен всеми архиерейскими одеждами. Одного еще тебе недостает - епископского жезла, этого символа величайшей в Церкви духовной власти. С посохом в руках пастыри всех времен выводили паству свою на пажить добрую, с его помощью искали заблудшую овцу и возвращали похищенную. И ныне я вручаю тебе такой жезл, как символ твоего архипастырского служения Церкви. Прими его от моей Мерности, как бы от руки самого Пастыреначальника Христа. Взойди на это возвышенное место и от полноты дарованной тебе благодати Святаго Духа преподай народу благословение".

Опубликовано в "Журнале Московской Патриархии" 
№ 10 за 1961 год, с. 41-44.

 

|| Главная || Высокопреосвященный Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай || 
||
Наречение и хиротония архимандрита Николая (Кутепова) || Владыка вспоминает  ||
 || ...Мы так привыкли что он есть || Он просто нес свой крест || Когда владыка приехал в Горький  ||
|| Служение Богу единому  || О властях и Церкви Христовой || Духовное завещание ||
|| Послание святейшего Патриарха Алексия || Галерея || Гостевая книга ||